Как развить мозг? Как изменить мозг? Как улучшить обучение и прокачать свою мозговую деятельность? В этой статье мы отвечаем на эти вопросы. Читайте транскрибация видео «Лара Бойд — Это видео изменит ваш мозг». Выступление взято с передачи TED. Если вы хотите понять особенности того, какие процессы ответственны за обучение и как ваш мозг способен меняться, то приятного чтения!
Введение
Как мы учимся? Почему одним учеба дается легче, чем другим? Я доктор Лара Бойд занимаюсь исследованием головного мозга здесь в университете Британской Колумбии. Эти вопросы не дают мне покоя. Изучение мозговой деятельности открывают перспективы, как для понимания физиологии человека, так и для осмысления вопроса, что же делает нас теми, кто мы есть. Для исследования мозга наступило удивительное время. Наше представление о мозге меняются с головокружительной скоростью. Многие из старых утверждений оказались неверными или неполными.
Некоторые заблуждения более очевидны. Например, мы полагали, что мозг способен меняться только в детстве, а теперь мы выяснили, что это полнейшая ерунда!
Неверно также считать, что человек использует только некоторые отделы мозга, а когда ничем не занимается его мозг тоже бездействует. Это вовсе не так. Оказывается, даже когда мы отдыхаем и ни о чем не думаем, мозг проявляет высокую активность. Технологии наподобии мрт позволили нам сделать эти и многие другие важные открытия.
Как развить мозг?
Самым захватывающим, интересным и революционным открытием было то, что каждый раз, приобретая новые знания или навык, ты изменяешь свой мозг. Это называется нейропластичностью.
Еще пару лет назад считалось, что после полового созревания мозг может меняться только к худшему, а клетки гибнут с возрастом или от повреждений, например, инсульта.
Однако исследования выявили поразительное количество примеров преобразования мозга взрослых. Затем выяснилось, что на изменения в мозге влияет наше поведение, и эти изменения не зависят от возраста.
Хорошая новость, да? На самом деле изменения происходят всю жизнь и что очень важно способствуют восстановлению мозга после повреждений.
Нейропластичность
Нейропластичность — ключ ко всем изменениям. Что это такое? Чтобы закрепить полученную информацию, мозг меняется в трех направлениях:
- Химическом
- Структурном
- Функциональном
Химическое изменение мозга
Фактически, работа мозга — это передача химических сигналов между клетками, которые называются нейроны, они вызывают серию реакций.
Чтобы полученные знания сохранялись, мозг увеличивает количество или концентрацию химических сигналов, которыми обмениваются нейроны. Поскольку такие изменения происходят быстро, они способствуют кратковременной памяти или краткосрочному улучшению моторной функции.
Структурное изменение мозга
Второй способ изменения мозга для закрепления обучения — структурный. То есть, обучаясь, мозг изменяет соединения между нейронами, происходит изменение физической структуры мозга, что конечно занимает больше времени. Эти перемены связаны с долговременной памятью и долгосрочным улучшением моторных навыков.
Эти процессы взаимосвязаны. Приведу пример, все вы когда-то учились новому моторному навыку. Например, играть на пианино или жонглировать. И во время одной попытки дело вам давалось все лучше и лучше, и вы думали что у вас получилось. А в следующий раз или на другой день все достижения терялись. Почему так? На короткое время мозг повысил интенсивность обмена химическими сигналами, однако почему-то эти изменения не вызвали структурных изменений, структурных преобразований необходимых для долговременной памяти.
Помните, сохранение воспоминаний в долговременную память — процесс не сиюминутный. Краткосрочный результат — это еще не обучение. Физические изменения закрепляют долговременное воспоминание, а химические кратковременные. Структурные изменения также могут привести к созданию сети, соединяющих разные области мозга для закрепления обучения.
Отдельные области мозга отвечающие за особое поведение при этом могут увеличиваться или менять структуру. Несколько примеров, у людей читающих шрифт брайля увеличена социмоторная зона мозга, отвечающая за чувствительность пальцев. Если вы правша, левая область мозга, отвечающая за вашу ведущую руку, у вас больше чем та, что справа.
Исследования показали, что у водителя такси заполнивших для получения лицензии — увеличены области мозга, отвечающие за пространственные или картографические воспоминания.
Функциональное изменение мозга
И последний способ мозга для закрепления информации — функциональный. Использованная область мозга, становится чувствительной и ее легче задействовать снова. А с появлением в мозге областей с повышенной возбуждаемостью, он уже регулирует их как и когда активировать.
В процессе обучения мы видим, как целые блоки мозга активизируются и изменяются. Таким образом, химические, структурные и функциональные изменения поддерживают нейропластичность. А происходят они по всему мозгу, могут происходить и по отдельности, но чаще всего они взаимосвязаны. Вместе они закрепляют результат обучения и так происходит постоянно.
Почему учиться чему-то новому не просто
Итак, я рассказала вам насколько изумительно нейропластичен наш мозг. Почему же научиться чему-то непросто? Почему дети не всегда успевают в школе? Почему чем старее мы тем забывчивее и почему не можем полностью восстановиться после повреждения мозга?
Какие процессы помогают или мешают нейропластичности мозга — это мои исследования. В частности я исследую, как это связано с восстановлением после инсульта. Недавно инсульт сместился с третьего на четвертое в списке основных смертностей в США.
Главный двигатель пластичных изменений ваше поведение. Проблема в том, что для получения моторных навыков или восстановление старых требуется много практики вашей активности. А обеспечить достаточно активной практики не просто и вдобавок стоит недешево.
Поэтому мой исследовательский подход заключается в разработке методов лечения подготавливающих мозги к обучению, среди них стимулирование мозга упражнениями и робототехникой.
Исследования дали мне понять, что главное препятствие для разработки методов лечения ускоряющих восстановление после инсульта — в разнообразии моделей нейропластичности у людей. И это разнообразие меня как исследователя, сводят с ума, крайне усложняет использование статистики для тестирования данных и идей. Вот почему медицинские исследования разработаны так, чтобы минимизировать различие.
Мои же исследования выявили разнообразие в наиболее важных самых информативных данных, собранных нами. Исследуя мозг после инсульта, мы многому научились и я думаю эти уроки полезны в других областях.
Первый урок
Первый урок в том, что основным двигателем изменений в мозге является поведение и поэтому не существует нейропластических таблеток. Ничто не поможет в обучении так, как практика, а значит работать вам все-таки придется.
Более того мои исследования доказали, что большая сложность, большее напряжение во время практики, приводит к лучшему обучению и большим структурным изменениям в мозге.
Проблема в том, что нейропластичность палка о двух концах, она несет положительный эффект когда учишь что-то новое или оттачиваешь моторный навык, и отрицательный, когда забываешь то что знал, подсаживаешься на наркотики.
Итак мозг чрезвычайно пластичен, как и все, что вы делаете как и все, что вы не делаете. Это формирует его как структурно так и функционально
Второй урок
Второй урок, который мы усвоили состоит в том, что не существует единого подхода к обучению. Так что нет рецепта как нужно учиться. Например, многие верят, что требуются часы тренировок, чтобы усвоить новый моторный навык. Уверяю, все не так просто Некоторым потребуется больше практики, а другим гораздо меньше.
Работа над нашими пластичными мозгами слишком уникальный труд, чтобы был единый подход работающий для всех. Осознав это, мы пришли к идеи индивидуального лечения. То есть для оптимальных результатов каждый человек требует применения своих собственных мер. Эта мысль пришла из опыта лечения рака, тогда выяснилось, что генетика очень важна для выбора типа химиотерапии или лечения определенной формы рака. Мои исследования показали, что этот подход применим и к восстановлению после инсульта.
Существуют определенные характеристики структуры и функции мозга – биомаркеры, они очень полезны и помогают подбирать терапию индивидуально. Результаты моей лаборатории доказывают, что определенные комбинации биомаркеров могут предсказывать нейропластические изменения и модели выздоровления после инсульта. Что неудивительно, учитывая насколько сложен человеческий мозг.
Однако я также думаю, что можно рассматривать эту концепцию гораздо шире. С учетом уникальности и функции мозга то, что мы узнали о нейропластичности после инсульта — применимо ко всему.
Индивидуальный подход к обучению
Поведение в повседневной жизни очень важно, оно влияет на мозг, я считаю что мы должны рассмотреть не только индивидуальное лечение, но и индивидуальное обучение.
Уникальность мозга человека проявляется в том, когда он учит и когда он учится. Эта идея помогла нам понять, почему одни дети расцветают в рамках традиционного образования, а другие нет, почему одним даются легко языки, а другие выбирают любой вид спорта и добиваются успехов.
Выводы
Так что когда вы покинете этот зал ваш мозг уже не будет таким каким был утром, когда вы вошли и я думаю это просто удивительно. Мозг каждого из вас изменится по своему. Понимание этих различий и этих личных моделей этого разнообразия позволит добиться значительного прогресса в области неврологии позволит разрабатывать новые более эффективные меры помогающие находить подходящих друг другу учеников и учителей, пациентов и методов лечений. И это относится не только к восстановлению после, но и к каждому из нас как родителю, учителю, руководителю.
- Узнайте, как и чему вы учитесь эффективнее всего и повторяйте то, что полезно для мозгов и отбрасывайте вредные привычки и неэффективное поведение.
- Практикуйтесь, обучение это работа нужная вашему мозгу, так что лучшая стратегия для каждого своя.
- Знайте даже для одного человека в отношении разных навыков эти стратегии могут отличаться. Учиться музыке может оказаться легко, а кататься на сноуборде гораздо сложнее.
Я надеюсь что сегодня вы уйдите с новым пониманием того насколько великолепен ваш мозг. Окружающий мир постоянно формирует вас и ваш пластичный мозг. Поймите, ваш мозг меняется благодаря тому, что вы делаете, с чем сталкиваетесь и всему что вы делаете и всему что вы испытываете. Это может быть к лучшему, но может и к худшему, поэтому уже сегодня идите и делайте свой мозг таким, каким вы хотите.