Что такое принцип первого упоминания? Принцип (или правило) первого упоминания – это руководство, которым пользуются некоторые люди при изучении Священного Писания.
Правило первого упоминания гласит, что для понимания конкретной темы, термина, учения о которых говорится в Библии, мы должны найти первое упоминание в Библии об этом и изучить. Когда и где оно впервые упоминалась, какой контекст был культурный и текстуальный при написании, кто написал и кому было адресовано написанное.
Таким образом применяя этот принцип сложные богословские концепции могут стать более понятными.
Практический пример правила первого упоминания
Вот практический пример этого правила. Кровь впервые упоминается в Библии в Бытии 4:10:
И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиёт ко Мне от земли;
На основании этого первого упоминания о крови, читающий придет к выводу, что кровь равна человеческой жизни.
Позже из Библии мы прочитает, что Божье правосудие требует крови (жизни) убийц в Бытие 9:6:
И за вашу кровь Я непременно потребую расплаты; Я потребую расплаты за нее с каждого животного; и со всякого человека Я тоже потребую ответа за жизнь его ближнего.
Кто бы ни пролил кровь человека, рукою человека прольется и его кровь. Потому что человек создан по образу Божьему.
Объединив понятия крови и суда, мы видим, как Бог казнит первенцев Египта, но игнорирует израильтян, которые помечают косяки своих деверей двери кровью агнца в Исход 12:1–13:
Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
Здесь мы читаем принцип замены — жизнь животного отдается в обмен на жизнь человека-грешника.
Позже Бог дает руководство Моисею при строительстве жертвенника в Левит 17:11
потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
Далее, переходя к Исаии 53:5, мы читаем пророчество о Заместителе для всех грешников:
А Он был изранен (т. е. Он пролил кровь) за наши грехи, сокрушаем за наши беззакония; Он понес наказание, чтобы мы получили мир, и ранами Его мы исцелились.
В Новом Завете в Иоанна 1:29 Иоанн Креститель называет Иисуса «Агнцем Божьим, который берет на себя грехи мира». Также об этом упоминается в Откровение 5:6.
Иисус настаивал на том, что целью Его прихода на землю было пролить Свою кровь (жизнь) за всех людей в евангелии от Марка 8:31–33:
И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
А также в евангелии от Марка 10:45:
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Далее в Новом Завете Библии дается пояснение в Евреям 9:22 «Без пролития крови не бывает прощения», и в 1 евангелии Иоанна 1:7 «Кровь Иисуса. . . очищает нас от всякого греха».
Бытие, книга начал, содержит множество и других «первых упоминаний», включая основы учение и определений, таких как: всемогущество Бога, творение, рай, брак, семья, грех, жертва, искупление, ангелы, молитва, суд, завет, смерть, погребение и т. д.
Когда Иисуса в Матфея 19:4–5 спросили о браке, он указал на два отрывка «первого упоминания» в Бытие 1:27; 2:24:
«Разве вы не читали? . . что вначале Творец «сотворил их мужчиной и женщиной» и сказал: «По этой причине мужчина оставит отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью»?».
Что еще важно знать про закон первого упоминания
Следуя закону первого упоминания, мы должны быть осторожны и соблюдать и другие правила герменевтики. Вы не должны игнорировать контекст написанного и происходящего. Тот факт, что первое упоминание о змее в Библии в Бытие 2 связано с Сатаной, не означает, что каждое упоминание о змее в Библии следует интерпретировать как сатанинское. Например, змей на шесте в Числах 21:9 — являлся прообразом Христа, согласно Иоанну 3:14.
Одной из трудных сторон правила первого упоминания является сложность узнать, что нужно считать «первым». Должны ли мы рассматривать Священное Писание строго в хронологическом порядке? Или в соответствии с тем порядком книг, который у нас есть сейчас? Или в соответствии с порядком книг, найденным в еврейской Библии?
Закон первого упоминания не является непреложным правилом, но он может быть полезным руководством для углубленного изучения Библии, если он применяется в сочетании с другими правилами герменевтики.