Один из ключевых различий между христианством и даосизмом касается вопроса о характере Бога: является ли Бог личностью или безличен. Христиане утверждают, что Бог является Личностью, обладающей характеристиками личности, такими как интеллект, воля, эмоции, творческие способности, умение ценить красоту и придерживаться нравственных ценностей. Такие атрибуты несовместимы с безличным Дао.
Отличия Христианства от Даосизма
Высшая реальность
- Даосизм. Дао: безличная сила бытия, стоящая выше любых различий. Мы должны жить в согласии с Дао, но не можем знать его лично.
- Христианство. Бог: Личность, Творец, не являющийся частью Своего творения. Он знает нас(см. Иер. 12:3), и мы можем знать Его (см. Ин. 17:3).
Добро и зло
- Даосизм. Высшая форма Дао находится над различением добра и зла. Дуализм иньян, вытекающий из Дао, изображает равновесие и взаимодействие добра и зла. Таким образом, добро и зло равны друг другу и зависимы друг от друга.
- Христианство. Добро существовало прежде зла, а нравственная праведность основывается на самом образе Бога. Вопреки даосизму, зло не нужно ни для существования, ни для познания Божьей благости.
Природа
- Даосизм. Природа существует бесконечно долго, ее не создал никто. В этическом контексте природа подобна моральным законам, которые, как и законы природы, представляют собой безличные принципы, тесно связанные жесткой цепью причин и следствий.
- Христианство. Природа является результатом творчества Бога. Она не имеет моральной окраски, в то время как люди обладают моральными чертами.
Главная проблема человека
- Даосизм. Жизнь человека оказывается в состоянии беспорядка из-за того, что мы не следуем принципам Дао. Наше несоответствие этим принципам влечет за собой хаос и отсутствие гармонии в обществе, а также в душе каждого человека.
- Христианство. Человеческая жизнь находится в состоянии хаоса, потому что мы восстали против Бога, нашего Творца. По этой причине мы отделены от Бога и духовно мертвы.
Решение главной проблемы человека
- Даосизм. Полагаться на свою способность понять, каким образом в мире действует Дао, и жить в соответствии с ним. Изменение происходит от нашего целенаправленного бездействия (ву вэй) и «движения в потоке» Дао.
- Христианство. Полагаться на спасение, данное Богом в Иисусе Христе. Изменение происходит, когда мы раскаиваемся в своих грехах, верим в прощение и примирение, даруемые Иисусом, и позволяем Святому Духу дать нам новую жизнь
Результат праведной жизни и раскаяния
- Даосизм. Результат жизни в соответствии с Дао — порядок и гармония в обществе и мир с самим собой. «Познать гармонию — значит быть в согласии с вечным».
- Христианство. Раскаявшись в своих грехах и уверовав в Бога, мы обретем мир с Богом и с самими собою, найдем смысл жизни, и в обществе установится лучший порядок.
Жизнь после смерти
- Даосизм. Личностное сознание человека перестает существовать, но его жизненная сила «перерабатывается». Помня об умерших, живые члены семьи поддерживают их «бессмертие».
- Христианство. Личностное сознание человека продолжает существовать либо в общении с Богом, либо в отделении от Него.
Что нужно помнить христианину перед диалогом
Признайте актуальность даосизма в современном контексте. Откажитесь от искушения относиться к Лао-цзы или Чжуан-цзы с пренебрежением как к философам, чьи идеи утратили свою актуальность. Это отношение было бы ошибочным.
Во-первых, даосизм представляет собой основу китайской и азиатской культуры в целом. Для полного понимания представителей азиатского происхождения важно глубоко вникнуть в концепции природной философии даосизма.
Во-вторых, эти старинные китайские учителя сталкивались с теми же проблемами и вызовами, что и мы в современном мире. Они жили в период культурных изменений, когда традиционная основа гармонии, представленная ритуалами и музыкой, утрачивала свое значение. Лао-цзы и Чжуан-цзы пытались найти новые учения, которые вернули бы утраченную гармонию культуре. Сегодня мы также сталкиваемся с подобными вызовами.
В-третьих, эти китайские философы рассматривали вопросы, которые всегда останутся актуальными для человечества: сущность Высшей реальности, смысл жизни, перспективы после смерти.
Уважайте мудрость даосизма. Прежде всего, мы можем согласиться с основным принципом даосизма, гласящим, что навязывание своей воли, точки зрения или законов другим лишь вызывает их сопротивление. Это актуально в современном мире, где культурные конфликты приводят к усилению враждебности вместо достижения мира.
Кроме того, этот принцип подчеркивает, что мягкие методы оказывают более эффективное воздействие. Эти подходы напоминают нам о словах Иисуса: «Любите ваших врагов, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Апостол Павел также выражал подобные идеи: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его. Таким образом, ты нагреешь угольями его голову» (Рим. 12:20).
Нам следует с почтением относиться к мудрости даосизма, осознавая его акцент на уникальности каждого индивида и объекта, учитывая их оригинальность.
Необходимо также помнить мудрость даосизма в контексте принципов руководства. Лао-цзы выразил это следующим образом: «Великие реки и моря остаются над всеми горными ручьями, потому что всегда находятся ниже. Вот почему они властвуют над ними. Таким образом, если ты стремишься к высшему положению, ты должен буквально поставить себя ниже других» (гл. 66). Это замечательная аналогия, ясно иллюстрирующая, что значит быть лидером-слугой. Иисус также научал нас этому, предоставив пример такого лидерства, когда умыл ноги своим ученикам (см. Ин. 13:12–15) и сказал: «Сын Человеческий не пришел для того, чтобы ему служили, но чтобы служить и отдать свою душу в искупление многих» (Мф. 20:28).