Буддизм — это одна из ведущих мировых религий по количеству приверженцев, географическому распространению и влиянию. Буддизм в основном «восточная» религия, но сегодня становится все более популярной и влиятельной и в западном мире.
Что такое буддизм и во что верят буддисты?
Хотя эта религия и уникальна, она имеет много общего с индуизмом. Обе учат:
- карме (причинно-следственной связи),
- майе (иллюзорной природе мира),
- сансаре (циклу реинкарнации).
Буддисты верят, что конечной целью жизни человека является достижение «просветления».
Основатель буддизма
Основатель буддизма Сиддхартха Гуатама, родился в королевской семье в Непале около 600 г. до н.э. Как гласит история, он жил роскошной жизнью, мало контактируя с внешним миром. Его родители хотели, оградить его от боли и страданий.
Однако в возрасте 29 лет когда он покинул свой дворец и отправился в город. В этом путешествии он впервые увидел:
- старика (все живое одинаково стареет),
- больного (все подвержены болезням и болям),
- мертвое тело (все живое умирает).
Сиддхартха сильно опечалился и обеспокоился этим, но вскоре увидел монаха-аскета, который отрекся от всего и искал причину человеческих страданий. Монах отрицал роскошь и комфорт, был миролюбивым. Видя миролюбие монаха, Сиддхартха Гуатама сильно впечатлился этим и вскоре решил и сам стать таким подвижником.
Он отказался от своей жизни в богатстве и достатке, чтобы достичь просветления через аскетизм. Побаловав себя последней чашкой риса он сел под фиговым деревом (также называемым деревом Бодхи) и стал медитировать, чтобы достигнуть «просветления».
Несмотря на свои мучения и искушения, к следующему утру он достиг просветления. Таким образом, он стал известен как «просветленный» или «Будда». Он принял свое новое осознание и начал учить своих собратьев-монахов. Пятеро его сверстников стали первыми его учениками.
Просветление Гаутамы
Что открыл Гаутама? Просветление заключалось в «срединном пути», а не в роскошных потворствах или самоуничижении. Он открыл четыре благородные истины.
- Жить — значит страдать (Дукха).
- Страдание вызвано желаниями (Танха, или «привязанность»)
- Страдание можно устранить через устранение всех привязанностей.
- Устранить привязанности можно путем следования благородному восьмеричному пути.
Восьмеричный путь в буддизме
«Восьмеричный путь» состоит из правильного:
- взгляда
- намерения
- речи
- действия
- средств к существованию (быть монахом)
- усилия (правильно направлять энергии)
- внимательности (медитации)
- концентрации (сосредоточенности).
Учения Будды были собраны в Трипитаку или «три корзины». Кроме этого буддизм также предлагает сложную теологию божеств и высших существ. Однако, как и в индуизме, в буддизме трудно определить взгляд основателя религии на Бога.
Некоторые течения буддизма можно с полным основанием назвать атеистическими, в то время как другие можно назвать пантеистическими, а третьи — теистическими, например, буддизм Чистой Земли.
Классический буддизм, как правило, умалчивает реальность Бога и поэтому считается атеистическим.
Современный буддизм весьма разнообразен. Его можно условно разделить на две большие категории.
- Тхеравада (маленький сосуд) — это монашеская форма, которая оставляет за монахами высшее просветление и нирвану.
- Махаяна (большой сосуд) — распространяет цель просветления на мирян (то есть на не монахов).
В этих категориях можно найти множество ответвлений, включая:
- Тендай,
- Ваджраяну,
- Нитирэн,
- Сингон,
- Чистую Землю,
- Дзен и Рёбу,
- и другие.
Будда никогда не считал себя богом или каким-либо божественным существом. Скорее, он считал себя «путеводителем» для других. Только после его смерти некоторые из его последователей возвысили его до статуса бога, хотя не все его последователи считали его таким.
Разница между буддизмом и христианством
В отличии от буддизма в христианстве в Библии совершенно ясно сказано, что Иисус Христос был Сыном Божьим.
«И голос с неба сказал: это Сын Мой, Которого Я люблю; в Нем Мое благоволение».
Матфея 3:17
Я и Отец — одно.
Иоанна 10:30
Кроме этого Иисус Христос учил, что Он есть путь, а не просто тот, кто указал путь.
«Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня».
Иоанна 14:6
К тому времени, когда Гуатама умер, буддизм стал иметь большое влияние в Индии; триста лет спустя буддизм распространился по большей части Азии. Писания и высказывания, приписываемые Будде, были написаны примерно через четыреста лет после его смерти.
В буддизме грех в основном понимается как невежество. И хотя грех понимается как «моральное заблуждение», контекст, в котором понимаются «зло» и «добро», является аморальным. Карма понимается как баланс природы. Природа не моральна; следовательно, карма не является моральным кодексом, а грех не является в конечном счете аморальным.
Для буддиста грех больше похож на оплошность, чем на преступление против природы святого Бога. Такое понимание греха не согласуется с врожденным нравственным сознанием того, что люди осуждены из-за своего греха перед святым Богом.
Поскольку буддизм считает грех безличной и поправимой ошибкой, он не согласен с учением о порочности, основной доктриной христианства. В буддизме нет нужды в Спасителе, чтобы спасать людей от их тяжких грехов.
Для христианина Иисус — единственное средство спасения от грехов и проклятия. Для буддиста существует только этическая жизнь и медитативные обращения к возвышенным существам в надежде на возможное достижение просветления и окончательной Нирваны.
Более чем вероятно, что человеку придется пройти через ряд перевоплощений, чтобы расплатиться с огромным накоплением кармического долга. Для истинных последователей буддизма, религия — это философия морали и этики, воплощенная в жизнь как отказа от своего эгоистичного я.
В буддизме, реальность безлична и нереляционна; следовательно, это не любовь. Не только Бог видится иллюзорным, но, растворяется грех в неморальном заблуждении и отвергается вся материальная реальность как майя («иллюзия»). Сама личность становится иллюзией.
Когда Будду спросили, как возник мир и кто/что создало Вселенную, говорят, что Будда промолчал, потому что в буддизме нет ни начала, ни конца.
Вместо этого существует бесконечный круг рождения и смерти. Можно было бы спросить, что за Существо создало нас, чтобы мы жили, терпели столько боли и страданий, а затем умирали снова и снова?
Христиане знают, что Бог однажды послал Своего Сына умереть за нас, чтобы нам не пришлось страдать вечность. Он послал Своего Сына, чтобы дать нам знание, что мы не одни и что мы любимы и приняты Богом. Христиане знают, что в жизни есть нечто большее, чем страдание и смерть.
«…но это открылось ныне в явлении Спасителя нашего, Христа Иисуса, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие».
2 Тимофею 1:10
Буддизм учит, что нирвана — это высшее состояние бытия. Нирвана — состояние чистого бытия, и оно достигается средствами, относящимися к индивидууму. Нирвана не поддается рациональному объяснению и логическому упорядочению, и поэтому ей нельзя научить, ее можно только реализовать.
Учение Иисуса Христа о небесах, напротив, было весьма конкретным. Он учил нас, что наши физические тела умирают, но наши души возносятся, чтобы быть с Ним на небесах в Марка 12:25.
Будда учил, что у людей нет индивидуальных душ, поскольку индивидуальное «я» или эго — это иллюзия. Для буддистов нет милосердного Небесного Отца, который послал Своего Сына умереть за наши души, за наше спасение, чтобы предоставить нам путь к Его славе и любви.
Как видно из всего перечисленного между христианством и буддизмом много отличий. И человек, который считает себя христианином, не может быть буддистом.