Какие способы еще есть для евангелизации помимо личного свидетельства, проповеди на улицах или знакомым? Мы собрали для вас некоторые идеи по евангелизации от Бретта Эндрюса и Тима Стивенса.
- Личная история
- Церковный маркетинг готовит сцену
- Четыре этапа евангелизационного маркетинга
- Составьте исчерпывающий список того, как вы могли бы заявить о себе вашей целевой группе в течение трех месяцев до открытия новой церкви.
- Приведите ваши идеи в соответствие с контекстом вашей ситуации.
- Расположите идеи по приоритетности.
- Рассчитайте финансовые затраты.
- Что нужно помнить о евангелизационном маркетинге
- Заключение
Личная история
Собрания в церкви Journey Christian Church, расположенной в Тампе, штат Флорида, проходили уже в течение нескольких недель, когда осенью 1999 года мы провели наше первое занятие. Его посетили тридцать человек, которым мы задали вопрос: «Откуда вы узнали о нашей церкви?»
Двадцать из тридцати ответили, что они получили открытку по почте. Двадцать семь человек не посещали церковь, по крайней мере, в последние два года, более двадцати в последние десять лет посещали церковь нерегулярно, остальные не посещали церковь вообще.
В первые три месяца существования церкви Journey Christian Church приняли крещение более 40 человек. Почти все пришли в церковь, потому что получили открытку по почте.
Церковный маркетинг готовит сцену
Согласно исследованиям Тома Райнера, «большинство американцев никогда не приглашали в церковь — ни разу. В то же время, 82 % указали, что они, по крайней мере, „до определенной степени вероятности“ пришли бы, если бы их пригласили»134. Большинство опытных служителей, занимающихся привлечением людей ко Христу, согласны в том, что наиболее эффективно благовестие тогда, когда приглашение исходит от друзей.
Цель церковного маркетинга не в том, чтобы сунуть кому-то приглашение, ожидая, что он
с радостью откликнется на него и неделей позже примет крещение. Эффективный маркетинг открывает двери к созданию взаимоотношений.
Он не заменяет подлинного общения, но может создать условия для потенциально значимых отношений. Он дает возможность контакта с теми, кто нуждается в церкви, прежде чем они осознают свою нужду в ней. Человек не найдет покоя своей душе до тех пор, пока он не встретится
с Богом. Куда идти неверующему человеку в момент кризиса или жизненных перемен, обнажающих эту неуспокоенность? В такие минуты он может прийти в новую церковь, которая будет ненавязчиво заботиться о его душе.
Если наиболее эффективным средством достижения погибающих служит личное приглашение, каким образом маркетинговые технологии, такие как массовая рассылка приглашений, продолжают играть свою роль?
Дело в том, что одна из целей маркетинга — помочь христианам, членам команды по созданию новой церкви, начать разговор о духовных вещах с теми, кто живет по соседству. Церковные мероприятия, посвященные детям, супружеству, финансам, к примеру, привлекут в церковь тех, кто никогда бы не пришел на воскресное богослужение.
Послав приглашения, просите вашу команду молиться, а также интересоваться у друзей и сотрудников, получили ли они ваши приглашения. Часто люди, не имеющие отношения
к церкви, начнут разговор с кем-то, кто связан с церковью, только после серии приглашений. Но если мост для разговора на духовные темы возведен, новичку уже не так страшно сделать следующий шаг.
Новая церковная маркетинговая философия, которая только и думает, как бы привлечь людей к порогу церкви по утрам в воскресенье, уже с самого начала обречена на неудачу. Если поставить задачу — помочь верующим исполнить Великое Поручение, то команде по созданию новой церкви будет легче говорить о своей вере.
Эффективный маркетинг дает верующим больше возможностей начать беседу с теми, кто находится в духовном поиске.
Четыре этапа евангелизационного маркетинга
Чтобы понять, к чему Бог призывает и какими талантами Он наделил вашу церковь, задайте себе три основных маркетинговых вопроса:
- Кто вы?
- Кого вы можете привлечь ко Христу в первую очередь?
- Как сочетается то, кем вы являетесь, с нуждами тех, кого вы пытаетесь привлечь?
Составьте исчерпывающий список того, как вы могли бы заявить
о себе вашей целевой группе в течение трех месяцев до открытия новой
церкви.
Список, составленный в нашей церкви, включал следующее:
• Взять на себя обязательство следить за чистотой улицы и написать
имя церкви на знаке, установленном на этой улице.
• Спонсировать семинар для родителей в местной школе.
• Нанять дизайнера для разработки логотипа и названия.
• Купить рекламное время в местных кинотеатрах до и после фильма.
• Поместить рекламу на программе соревнований по футболу в местной школе.
• Спонсировать особое мероприятие для населения в одном из парков.
• Спонсировать постройку дома организацией «Habitat» (строит дешевые дома для нуждающихся и продает их без получения прибыли — примеч. пер.).
• В сотрудничестве с местными СМИ пожертвовать время и средства
на тех, кто нуждается.
• Разработка удобного в использовании информационного сайта.
• Приобретение баннеров для вывешивания на здании офиса и в других разрешенных местах.
• Спонсорство театрального представления в школе.
• Посещение бистро, чтобы вручить листовки всем посетителям.
• Распространение нескольких тысяч ручек с названием церкви.
• Обеспечение футболками друзей и знакомых, которые работают
в книжных магазинах, кофейнях и других общественных местах.
• Привлечение подростков, чтобы они разместили наклейки с названием церкви на бамперах своих машин.
• Массовая рассылка приглашений в радиусе 8 км от церкви.
• Раздача визиток в барах, ресторанах и других общественных местах.
• Размещение небольших реклам на информационных бюллетенях
ассоциации владельцев домов.
• Раздача воды на парадах, праздниках и других общественных мероприятиях.
• Аренда рекламного щита на три месяца.
• Подвешивание на ручки каждого дома и машины нашего района рекламных листков.
• Размещение стоячей рекламы на главных перекрестках по выходным.
• Раздача листовок в часто посещаемых торговых центрах.
• Отправка личных писем во все дома в радиусе полутора километров
от церкви.
• Размещение объявлений в соответствующей рубрике нетрадиционных газет.
• Договор с традиционной прессой о рекламе церкви.
• Аренда выставочного стенда или палатки на ярмарках или фестивалях.
• Раздача листовок на спортивных соревнованиях в Тампе.
И это еще не все, с этого только начинался наш список.
Приведите ваши идеи в соответствие с контекстом вашей ситуации.
Не всякая идея, предложенная в нашей церкви, подходила нашей целевой и возрастной группе. И в вашем контексте не все, даже самые великолепные идеи, окажутся подходящими. Мы сократили наш список с нескольких сотен до пятидесяти идей, которые, как нам казалось, будут эффективными в нашем районе.
Расположите идеи по приоритетности.
Большинство основателей новых церквей пользуются массовой рассылкой. В последнее время этот метод оказался наиболее эффективным в целях многократного напоминания о себе целевой аудитории. По нашим наблюдениям, если четыре приглашения послать по каждому из тридцати тысяч адресов, результатом будет, по крайней мере, сто пятьдесят посетителей, впервые пришедших в церковь.
Поэтому для большинства создателей новых церквей массовая рассылка остается в числе основных идей. Эффективность других маркетинговых технологий значительно разнится в зависимости от вашего контекста, стиля, цели и бюджета.
Пытайтесь осуществить не несколько, а множество идей. Ветеран в деле основания церквей Джон Уосем говорил: «Не складывайте все свои маркетинговые яйца в одну корзину». Помните о маркетинговом правиле большого пальца: «Шесть раз, чтобы заметили». Потребителю нужно
услышать о продукте, по крайней мере, шесть раз, чтобы начать думать о нем. Для людей, далеких от церкви, может потребоваться еще большее количество напоминаний. Поэтому не торопитесь.
Может пройти не один год, прежде чем новая церковь сполна пожнет плоды своего первого массового события и рассылки. Но если Богу будет угодно, плоды будут. Бог побуждает людей к действиям. Он посылает своих людей, чтобы они призывали погибших грешников примириться с Ним. Если Бог подготовит сердце, а церковь в течение какого-то времени будет напоминать человеку о себе, это создаст возможность для возникновения взаимоотношений.
Один из посетителей нашей церкви так прокомментировал свое решение прийти к нам: «Я слышал о вашей церкви везде, где только можно, и понял, что мне нужно проверить, правда ли это».
Я слышал о вашей церкви везде, где только можно, и понял, что мне нужно проверить, правда ли это.
Рассчитайте финансовые затраты.
До данного момента идеи рассматривались независимо от их стоимости. В какой-то момент, тем не менее, вам все же нужно будет провести анализ их ценности с точки зрения затрат. Для этого нужно знать, каков ваш бюджет. Проконсультируйтесь со специалистом по финансам. Мы рекомендуем организацию под названием Church Marketing Solutions136. Можно провести многие часы, назначая цены и самостоятельно заключая контракты со всеми производителями, а можно пригласить специалиста, который сделает это значительно лучше и по более низкой цене.
Что нужно помнить о евангелизационном маркетинге
• Изучайте контекст вашей ситуации с использованием демографических показателей и опросов, чтобы лучше понять людей, которых вы пытаетесь привлечь ко Христу. Основываясь на полученных данных, разработайте маркетинговый план для новой церкви, который
послужит руководством ко всем мероприятиям, организуемым для привлечения людей.
• Как можно быстрее создайте удобный в функциональном отношении сайт. Поместите на нем все рекламные материалы. Простой сайт для начала можно сделать быстро и недорого. Сайт будет способствовать посещению вашей церкви.
• Разработайте логотип, который даст возможность получить представление о том, кем вы хотите стать.
• Разработайте качественную, простую цветную брошюру, которая расскажет неверующим о вашей церкви.
• Отпечатайте на хорошей бумаге цветные визитки, главной целью которых будет обратить внимание на ваш сайт.
• Постарайтесь, чтобы название вашей церкви было на слуху у жителей целевой аудитории, прежде чем предпринять последнюю направленную маркетинговую кампанию. (Эффективность вашей почтовой рассылки будет выше, если вы создадите у населения положительный имидж вашей церкви.)
• Заранее определите, какой имидж вы хотите создать у населения, и проведите маркетинговые мероприятия, чтобы создать этот имидж.
• Многократно напоминайте о себе. Принцип «шесть раз, чтобы заметили» непреложен и не так трудно достижим, как кажется.
• Рассмотрите, по крайней мере, пятьдесят возможных путей, чтобы заявить о себе (смотрите список идей, упомянутый выше).
• Определите, какие виды маркетинговых мероприятий пользовались успехом у вашей целевой аудитории.
• Добивайтесь долгосрочных результатов (дешевых и простых путей установления контактов гораздо больше, чем вам кажется).
• Составьте список приоритетов маркетинговых мероприятий с учетом своего бюджета и их эффективности.
• Будьте последовательны в различных сообщениях о себе, используя те же названия и обозначения.
• Получите право на рассылку некоммерческой почты. И сделайте это как можно раньше: чем дольше вы будете откладывать этот вопрос,
тем дороже это будет вам стоить.
• Найдите в церкви (или в вашей команде) людей, которые имеют опыт маркетинга и обратитесь к ним за помощью.
• Ведите переговоры о самых низких ценах, помня о таких возможностях, как объявления на полях справочника «Желтые страницы».
• Публично признавайтесь, готовы ли вы дать то, что обещали.
• Маркетинг и стратегии по привлечению людей неотделимы друг
от друга. Используйте любое массовое событие среди населения
как возможность провести серию маркетинговых мероприятий.
• Не прекращайте усилий. Плоды видны не сразу. Маркетинг — это долгосрочное вложение. Важна многократность. Будьте настойчивыми.
Заключение
Жизнь Стива и Лауры была заполнена до предела. У каждого из них была великолепная, хорошо оплачиваемая работа. Они жили в огромном доме с двумя счастливыми детьми и собакой. Они были членами различных клубов и фитнес-центров и регулярно проводили свой отпуск на лыжных
курортах по всей стране. Жизнь поворачивалась к ним своей счастливой стороной, и Стив с Лаурой очень редко посещали церковь.
Однажды, после врачебного осмотра и серии анализов, у Стива была обнаружена опухоль мозга. Стив и Лаура стали задумываться о Боге. Они заинтересовались духовными вопросами и вспомнили, что получили приглашение из новой церкви. Лаура сказала, что как-то на стене школы она видела баннер, на котором было указано местоположение церкви. В одно из воскресений они со Стивом пришли на богослужение, покаялись и приняли крещение.