По приблизительным оценкам, индуизм исповедуют примерно 13% населения мира. Однако эту цифру нельзя считать абсолютно точной, потому что влияние индуистского учения распространяется далеко не только на тех, кто признает себя индуистом. Подавляющее большинство индуистов (около 700 миллионов) проживает в Индии, где они составляют 82% населения.
Индуизм также исповедует значительная часть населения восьми других государств,
таких как Бангладеш (11%), Бутан (25%), Фиджи (41%), Маврикий (50%), Непал (89%), Шри
Ланка (15%), Суринам (27%) и Тринидад (25%).
Свыше двух миллионов индуистов проживают на индонезийском острове Бали, хотя подавляющее большинство индонезийцев — мусульмане. Непал — единственная страна, где индуизм является государственной религией. В Северной Америке проживает более миллиона индуистов
Безличная природа Брахмана
Индуисты рассматривают Высшую реальность, Брахмана, как некую безличную сущность, стоящую выше всяких различий, в том числе личностных и нравственных. Поскольку индуисты считают Брахмана безличной силой бытия, вселенная представляется большинству индуистов единой с Брахманом и происходящей из его сущности.
Единство Брахмана и атмана
Большинство приверженцев индуизма верит, что их подлинное «я» (атман) происходит из Брахмана и едино с ним. Подобно тому, как воздух в открытом сосуде идентичен воздуху вокруг сосуда, так и наша сущность идентична сущности Брахмана. Эта концепция выражается через фразу «Тат твам аси (Это есть ты)».
Закон кармы
Главная проблема человечества, по учению индуизма, заключается в том, что мы не знаем о своей божественной природе. Мы забыли о том, что происходим из Брахмана и что мы совершили ошибку, привязавшись к желаниям нашего отдельного «я».
Из-за привязанности «я» к своим желаниям и его жажды независимости мы подвержены закону кармы. Закон кармы — нравственный эквивалент закона причины и следствия. Он гласит, что мы всегда пожинаем то, что сеем. Более того, последствия наших поступков сказываются не только в нынешней жизни, но продолжаются в следующих жизнях, откуда и происходит учение о реинкарнации
Сансара (реинкарнация)
Сансара — это вращающийся круг жизни, смерти и возрождения. В этой жизни мы пожинаем плоды тех дел, которые были совершены нами в предыдущих жизнях. Личная карма человека определяет, в каком теле — человека, животного или насекомого — он воплотится в следующей жизни.
Мокша (освобождение)
Цель индуса — вырваться из круга жизни, смерти и возрождения. Освобождение (мокша) достигается через осознание того, что концепция собственного «я» — иллюзия и что реально только лишенное различий единство Брахмана. Осознав это, человек должен стремиться к избавлению от желаний своего «я» и тем самым достичь просветления.
Индуизм предлагает по крайней мере три пути, которыми можно достичь просветления. Это карма марга (путь действия и ритуала), джнана марга (путь знания и медитации) и бхакти марга (путь преданности).
Индуистский путь к просветлению направлен от человека к Богу, и человек проходит этот путь своими силами. Напротив, библейский путь спасения направлен от Бога к человеку, поскольку в его основе лежит милость Божья. Спасение в христианстве — это дар, который можно получить только благодаря вере (см. Еф. 2:8–9; 1 Ин. 4:10).
Писания индуизма
Древнейшими индуистскими сочинениями являются Веды. Веда означает «знание», это слово имеет тот же корень, что и английское wisdom («мудрость») или греческое ойда («знать»).
Существуют четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Кроме того, каждая Веда делится на четыре части: Мантры (основные песни и гимны, используемые во время ритуалов, иначе именуются санхитами), Брахманы (пояснения к песням), Араньяки (размышления о содержании песен) и Упанишады (мистическое толкование песен). Все эти сочинения называются шрути, что означает «услышанное». Литература шрути является для индуиста эквивалентом данного свыше писания.
Читайте также словарь индуистских терминов